Ерванд Кочар – навеки, однажды и навсегда!

Ерванд Кочар – навеки, однажды и навсегда!

Ерванд Кочар – навеки, однажды и навсегда!

Человек с первого дня сознательной жизни идет по стопам Адама – он желает узнать и вкусить всякий запретный плод. Вот почему он стремится действовать, пробовать, видоизменять, искать, находить, и все это фактически преследует одну цель – выявить, добраться до сути. Искусство тоже требует от художника умения остановить мгновенье – истинный художник старается найти такую форму устойчивости, которая готова продолжить движение. Что есть движение? Жизнь. А что такое жизнь? Шествие к смерти. И даже устойчивое здравствование тоже влечется к грани жизни – к ее концу», – считал великий армянский скульптор и художник, народный художник СССР Ерванд Семенович Кочар. Виртуальную экскурсию по музею Мастера проведет его внучка, директор этого гостеприимного дома Карине Кочар.

Он начинал учиться живописи в Тифлисе у Егише Тадевосяна, затем в Москве в Свободных художественных мастерских у Петра Кончаловского. В начале прошлого века жил за границей, по большей части в Париже, где создал искусство, выдвинувшее его в ряды великих мастеров «oдним из тех, кто в течение нескольких лет полностью видоизменил представления о современном искусстве и перевернул мир…»
Он был далек от увлечений формой исключительно ради формы. Он познавал форму, чтобы лучше выразить реальное состояние человека или предмета, их суть.

Вот что пишет о нем французский искусствовед Морис Рейнал: «Встреча с художником, твердо решившим двигаться вперед, когда многие в предвидении возможных «отступлений» считают более удобным вести себя осторожно, всегда доставляет утешение.
Кочар логично демонстрирует развитие таланта, извечно преданного культу изобретательства и любви к объективной графике. Анализ и синтез кубизма привлекают его позже. Этот период усилий объединил множество его наибольших удач. В своих последних произведениях он занят поисками объекта, внешне роднящего его с сюрреализмом. Но только внешне, потому что его вдохновение не имеет основ подсознательного, а напротив, ищет элементы в объективной реальности, которые он координирует с помощью очень точных живописных средств. Эта интересная направленность искусства Кочара свидетельствует о твердо владеющем мастерством оригинальном художнике».

Его картины всегда заставляли думать – открывали новые грани мировосприятия, утверждая надежду и веру. Кочар верил в торжество добра и тогда, когда его народ переживал трудные дни своей истории. Печаль и скорбь не вносили в его картины смятения. Боль не могла сломить стойкости духа. Он жаждал вернуться в свою страну, жить и творить на родной земле...
В 1936 году Кочар репатриировался. И здесь его…  заточили на 2,5 года в подвалы КГБ –допрашивали, с какой целью прогрессивный и успешный художник, получивший признание в Европе, прибыл в Советскую Армению. Кочара разлучили с любимой женой Мелинэ, которая осталась во Франции и с которой они больше никогда не виделись… Несмотря на все ужасы, через которые прошел художник, ереванский период творчества Кочара отличается особой плодотворностью. На родине он создал такие полотна, как «Экстаз», «Ужасы войны», скульптуры «Меланхолия», «Муза кибернетики», памятники «Вардан Мамиконян» и «Давид Сасунский», ставший символом Еревана.

Идея создания памятника «Давид Сасунский» возникла в 1939 году, когда отмечался тысячелетний юбилей армянского национального эпоса. Незадолго до начала празднеств решили установить на привокзальной площади памятник герою эпоса.
Он работал на площади, прямо на постаменте, и завершил скульптуру в невероятно короткий срок – за 18 дней.

В 1941 году, после ареста Кочара, памятник был уничтожен. В 1957 году Ергорсовет принял решение восстановить памятник Давиду Сасунскому. И Кочар воссоздал свой шедевр. Oткрытие состоялось 3 декабря 1959 года. Властями, конечно, было предпринято все, чтобы это событие прошло незаметно. Но народ превратил открытие памятника в настоящее торжество. Особенно ликовали сасунцы – выходцы из исторического Сасуна, пережившие ужасы геноцида, сохранившие традиции и героический дух предков.
Давид Сасунский – собирательный образ армянского народа, олицетворение его вековых чаяний и наилучших черт. Этому творению предназначена была особая судьба: в истории мирового искусства единичны произведения, которые со дня их создания становятся национальным символом народа, эмблемой ее столицы. Обложки, экраны, марки – где только не изображен «Давид» Кочара!
Следующим символом несгибаемой воли армянского народа стал памятник герою-полководцу V века Вардану Мамиконяну, открытие которого состоялось в 1975 году.

«Есть три основных качества, делающие замысел этого памятника уникальным в истории монументальной скульптуры. Первое: никогда и нигде конная статуя не была устремлена сверху вниз. Второе качество: все четыре ноги коня находятся в воздухе. И наконец, третье: нигде и никогда не сооружался памятник, где пыль под копытами коня и являлась бы несущей основой композиции», – так писал Кочар.
Сегодня, как видите, в Ереване функционирует «исключительный центр исторического авангарда» – так многие называют музей Ерванда Кочара, действующий уже 34 года. Он был открыт на месте мастерской художника, а сейчас являет посетителям скульптуру, графику и живопись всех периодов творчества Кочара (тбилисского, парижского, eреванского). Представлены редчайшие архивные материалы, свидетельствующие о взаимоотношениях Кочара с великими мастерами авангарда – Пикассо, Брак, Арп, Делонэ, Бранкузи, Леже, Кирико и др., также фотографии, документы и печатные издания, отражающие многомерную и плодотворную жизнь гениального, как признавали в Европе, художника.

Только в этом музее и в центре «Помпиду» в Париже можно приобщиться к чуду кочаровского творения – «Пространственной  живописи». В музее Кочара экспонируется Живопись в пространстве «Эребуни-Ереван», созданная в 1968 г. в ознаменование 2750-летнего юбилея города. В основе работы идея долговечности армянского народа, в его любви к книге – символу духовности. 

...Маэстро предназначено было открыть в армянском искусстве новую эпоху, создать мир новых художественных образов. Он был одним из самых ярких и значительных представителей армянской культуры, всегда молодым, потому что только темпераменты властвуют над веками. У Константина Бальмонта есть слова: «Надо творить навеки, однажды и навсегда». Кочар творил именно так: навеки, однажды и навсегда.

P.S. Музей предлагает экскурсии «Городская скульптура Кочара», концерты, показы фильмов, образовательные программы, интерактивные занятия «Арт&Пропаганда», a также ассортимент эксклюзивных сувениров по мотивам произведений художника. Действует кафе «У Кочара».