Киликийское армянское царство очаг истинной культуры на Востоке

Киликийское армянское царство очаг истинной культуры на Востоке

Киликийское армянское царство очаг истинной культуры на Востоке

Киликийское армянское царство… Где оно? Когда оно существовало? Таинственная армянская Киликия будто бы вышла из пучин Средиземного моря, оставив о себе славу и мифы, и исчезла, как Атлантида. На территории Киликии существовало много княжеств и царств, династии правителей сменяли друг друга. Здесь правили три армянские династии - Рубениды, Хетумиды и Лузиньяны. Валерий Яковлевич Брюсов в своей книге «Летопись исторических судеб армянского народа» пишет о Киликийском царстве как об одном из центров духовной жизни всего человечества: «Армения во второй половине средневековья сумела создать на Востоке очаг истинной культуры, выдерживая одна борьбу со всей Азией».

Первое появление армян на этой территории относится к I веку до Р. Х. Тогда армянский царь Тигран II присоединив эту область к Великой Армении и заселил её армянами. После поражения в войне с Римом, земле отошли к Римской империи, но армянское население не покинуло обжитых мест. История сохранила сведения о многих христианских мучениках армянской национальности, которые были выходцами с киликийской долины, среди них был Полиевкт Мелитенский (святой, первый мученик в армянском городе Мелитене (ныне город Малатья в Восточной Турции). Писатель IV века Аммиан Марцелл писал, что Исский залив одно время назывался «Армянским заливом». В письме, написанном из Киликии в V веке, Иоанн Златоуст сообщал, что живёт он в армянской деревне и что собственником округа является армянский князь. К VI веку, после падения дома Аршакидов, число армян в регионе значительно увеличивается. Этому способствовала переселенческая политика арабских халифов, которые насильственным путём заставляли армян покидать родину и поселяться на берегах Чёрного и Средиземного морей. Вследствие этого численность армянского населения в странах западнее Евфрата в течение веков всё время увеличивалась.

Во второй половине XI века вся территория Армении, кроме Сюника (Зангезур) и Ташир-Дзорагетского царства, подверглась нашествию турок-сельджуков. Утрата национальной государственности после завоевания Византией, а также нашествие сельджуков привели к массовому переселению армян в Киликию и другие регионы. В 1080 году на территории Киликии было образовано Армянское княжество во главе с князем Рубеном, который положил начало династии Рубенидов. После его смерти престол наследовал Костандин – сын Рубена, который расширил власть на Восток за горы Антитавра. За помощь первым крестоносцам, особенно в изгнании сельджуков из Антиохии, Констандин был удостоен титулов Комс (Граф) и Барон. После смерти правителя княжество разделили между собой его сыновья – Торос и Левон. К концу XII века Левон II из династии Рубенидов стал самым могущественным правителем в регионе, и в 1198 году он принял титул царя. Много перипетий претерпела Киликия. На политическую арену в 1226 году путём родства вышла династия Хетумидов, а затем Лузиньяны – феодальный род в средневековой Франции, в Иерусалимском и Кипрском королевствах. Связи Лузиньянов, точнее кипрского дома этой семьи, и королевским домом Киликии были заложены первым королём Киликии Левоном II. От брака Амори Тирского с армянской принцессой Забел (Изабеллой) берёт свое начало армянская ветвь династии Лузиньян. В 1424 году Горная Киликия была захвачена османами.

В 1515 году османы взяли и Равнинную Киликию. При раскопках в Херсонесе, Приазовье, Сахновке, Киеве, Прикамье были найдены серебряные и бронзовые изделия Армении и Киликии (конец XII—XIII вв.). Их появление было обусловлено расцветом черноморской торговли в начале XIII века и интенсивным развитием городов Армении, связанных с Трапезунтом. Активное участие в торговле принимали армяне, колонии которых появились в Крыму, Киеве, Волжской Булгарии. О тесных контактах переселенцев со своей родиной говорят находки тканей, аналогичных анийским, в погребениях на территории колонии. Тем же путём на Приполярный Урал попала армянская сабля с именем мастера Хачатура. Для чеканки Киликийской Армении было характерно использование армянских надписей. Особую известность имела Киликийская школа миниатюры. Один из выходцев этой школы Торос Рослин приобрёл мировую известность и даже учил русских художников расписывать церкви. Историк В.А. Закарян отмечает, что в годы Первой первой мировой войны страны Антанты приняли тайное решение изгнать из Киликии турков и воссоздать автономное Армянское государство под протекторатом Франции (соглашение Сайск-Пико 1916 г.). Согласно этому решению, не без помощи армянского легиона Киликия была оккупирована, и туда было возвращено около 200 тысяч армян. Но 27 декабря 1919 года турки, узнав о нежелании Москвы восстановить Киликийское армянское государство и оценив нерешительность французов, вновь захватили Киликию. А весной 1920 года Верховный Совет Антанты принял решение покинуть Киликию.

Осенью 1921 года Франция сдала Киликию Турции. Местное население пыталось противостоять турецкой армии. Но героическое сопротивление жителей городов Мараш, Аджн, Айнтап ни к чему не привело. Армяне вынуждены были с боями оставить родину и искать спасе-ния в других странах. В наши дни одно из наиболее посещаемых туристами мест старая столица Киликии – Тарсон, где происходила инаугурация армянских царей. Здесь родился апостол Павел, но собор его имени был переименован в Мечеть Килисе-Джами. Сохранились ворота старого города. Каждый армянин, оказавшийся в Киликии, вглядывается в Средиземное море, будто бы пытаясь вспомнить великую морскую историю армян. И как символ былого величия и дань прапамяти сейчас рассекает волны Севана парусник «Киликия», воссозданный по чертежам наших предков…