Церковь Святой Зоравор

Церковь Святой Зоравор

Церковь Святой Зоравор

 

Чтобы  познакомиться с армянской церковной архитектурной традицией, гостям Армении не обязательно проезжать километры пути. Достаточно вооружиться картой Еревана. В столице республики можно найти удивительные памятники прямо в жилых кварталах. Яркий пример – СурбЗоравор (Святой Зоравор), жемчужина ереванской архитектуры 17-го века. Свое название эта церковь получила в честь хранившейся в ней чудотворной рукописи Евангелия «Зоравор».

По преданию, именно здесь был похоронен апостол Анания – один из 70 учеников Иисуса Христа. В IX – XIII вв. на месте захоронения появилась часовня. А в XVII в.  вардапет (архимандрит) МовсесСьюнеци, после конфликта с католикосом Меликсетом перебравшийся в Ереван из Эчмиадзина,  воздвиг недалеко от часовни на могиле апостола храм, часовню, кельи для монахов, церковную школу. Содействие вардапету оказал правивший в этих местах хан Амергуна. Церковь изначально получила название Святой Богородицы (СурбАствацацин). Вся ее территория была ограждена стеной.  Слава этого процветающего церковного комплекса распространилась далеко за пределами Армении.

К сожалению, беды не обошли стороной СурбЗоравор. Строения комплекса, за исключением часовни на захоронении апостола, были выполнены из дерева, и в 1635-36 гг., во время персидско-турецкой войны, полем сражений которой стала Армения, комплекс поглотил огонь.

К 1655 г. по указу католикоса Филиппа (Пилипоса) все здания были восстановлены –  на сей раз из камня. Однако мощное землетрясение в 1679 году превратило в руины церковь и все смежные с ней сооружения.

Современная нам церковь Св. Зоравор была построена в 1693 году на пожертвования купца Ходжа-Паноса. В 1889 здесь году появились южная дверь и окна, были построены новый алтарь, крыша и ограждения. Вход в гробницу  апостола Анании изначально располагался внутри церкви, однако в 1890 году захоронение отделили от основного здания. На гробнице возвели новую часовню с отдельным входом, о чем свидетельствует надпись на мраморной плите у входа. В 1835 году комплекс перестал действовать в качестве монастыря и перешел во владение беженцам из Мараги как приходская церковь.

Новую реставрацию СурбЗоравор перенес В 1978-1980 гг., когда за дело взялся католикос Всех Армян Вазген I. Жертвователем выступил французский армянин Саркис Петросян. В результате была отреставрирована часовня св. Анании, стены и крыша, практически разрушенные к тому времени. В настоящее время Ереван и армянское культурное наследие в целом невозможно представить без старинной самобытной церкви СурбЗоравор.