Великие юбиляры 2019 года

Великие юбиляры 2019 года

Великие юбиляры 2019 года

2019 год в Армении был богат юбилеями: состоялись чествования, концерты, выставки и ряд других мероприятий, посвященных 150-летию великого армянского композитора Комитаса и патриарха армянской поэзии Ованеса Туманяна, 120-летию основателя ереванского ТЮЗа Тиграна Шамирханяна, 100-летию поэтессы Сильвы Капутикян и поэта Геворга Эмина, 80-летию композиторов Тиграна Мансуряна и Роберта Амирханяна, 90-летию актера театра и кино Соса Саркисяна и легенды армянского и мирового спорта Альберта Азаряна и многих, многих других…
Конечно, мы могли бы представить небольшой отчет, дополненный фотографиями о прошедших мероприятиях, посвященных нашим великим юбилярам. Но, во-первых, обо всем на нескольких страницах не расскажешь, потому что событий было действительно много, а представлять что-либо выборочно нам не хотелось. Во-вторых, поскольку наш журнал призван освещать, знакомить русскоязычного туриста с культурой и традициями Армении, правильнее будет сначала представить вам, познакомить с нашими корифеями. И поскольку по устоявшейся традиции первое слово в Армении всегда принадлежит старшему, начнем знакомство с мыслей, цитат, взглядов на те или иные явления, высказанных самими юбилярами, или известными людьми о них, или друг о друге. Вам слово, Мастера! 

ВАРДАПЕТ КОМИТАС
(СОГОМОН СОГОМОНЯН)

(1869–1935)
Армянский композитор, музыковед, фольклорист, певец и хоровой дирижер

«Комитас – основоположник армянской музыкальной школы – был, есть и останется для меня великим учителем. Комитас прокладывал первые пути. И мы, музыканты, это хорошо помним. Помнит и вся страна. По-моему, каждый армянин-музыкант должен считать своей священной обязанностью развивать те великие традиции, которые завещал нам в своем творчестве Комитас».
Арам Хачатурян

«Музыка для армянина есть форма исповеди. Однажды в Париже я встретился с 90-летней женщиной. Она рассказала, как Комитас приходил к ним в гости, в их семью, когда они с сестрой были совсем еще юными. У них дома, в Константинополе, был инструмент, и они попросили Комитаса спеть. Он спел народную армянскую песню, аккомпанируя сам себе. Сестры учились европейской музыке и попросили спеть для них что-нибудь другое, европейское. И Комитас спел Шуберта. Окно было открыто, на улице собрался народ и аплодировал после того, как он закончил. Моя собеседница хотела рассказать мне, как хорошо Комитас исполнил Шуберта. А меня заинтересовало, как тихо, внутрь себя спел он нашу песню – а ведь у него был голос. Но народ не собрался. Почему? Потому что это поется тихо. Наша музыка – пение внутрь. Такова ее природа. Поэтому я делю – то, что поется внутрь, и то, что обращено на внешнее. Я очень ценю музыку, направленную внутрь».
Тигран Мансурян

 

 ОВАНЕС ТУМАНЯН

(1869–1923)
Армянский поэт и писатель, общественный деятель, национальный поэт Армении

 «Туманян ничего не жалел для своей Родины и для своего народа. Сегодня невозможно читать без волнения письмо поэта, адресованное полководцу Андранику: “Перед ужасным моментом каждый человек должен принести на общий алтарь все, что у него есть и что может, – как для предотвращения нависшей опасности, так и для достижения вожделенной победы. У меня четыре сына, все четверо находятся в распоряжении правительства страны, Национального совета и в твоем распоряжении, а четыре мои дочери с готовностью идут на тыловые работы. У меня нет ничего дороже этого. Следовательно, я ничего не пожалею…”. Он и сам был готов последовать призыву Андраника и добровольно берет на себя обязательство ежемесячно перечислять сто рублей “в общую казну”. Туманян является нашей пока ненаписанной Конституцией, нашим паспортом, предъявляемым всему миру».
Сос Саркисян

 

ТИГРАН ШАМИРХАНЯН

(1899–1952)
Советский актер, режиссер и педагог, народный артист Армянской ССР, основатель Ереванского ТЮЗа

О ереванском ТЮЗе и его создателе
«Молодой шушинский парень уезжает в Москву, оканчивает там Драматическую студию, затем Театральный институт, работает в театре им. Мейерхольда, а потом, достигнув этих высот, оставляет все и приезжает в Ереван, чтобы открыть первый армянский театр для детей! Тигран Шамирханян – блестящий деятель и творец. Я работал при его руководстве. Могу сказать, что это был прекрасный театр. Созданный, по идее, для детей, он привлекал своими оригинальными постановками к себе абсолютно всех – даже людей преклонного возраста. До сих пор помню эти постановки – острые, интересные, глубокие... Искусство – это часть истории, и чем лучше мы помним и знаем истоки, тем легче идти по дороге в будущее. Уверен, увековечение имени создателя театра – народного артиста Армянской ССР Тиграна Шамирханяна – может дать столь необходимый сегодня толчок юным дарованиям создать свой Новый Театр, осознавая, что их имя также не будет забыто».
Сос Саркисян

 

СОС САРКИСЯН

(1929–2013)
Советский армянский актер театра и кино, мастер художественного слова, педагог, народный артист СССР 

Об армянах и будущем Армении
«Нам надо понять изначально, кто мы: Восток или Запад? Если Восток, то куда тогда девать громадный культурный пласт, созданный нашим народом на протяжении тысячелетий?.. А я вам скажу, в этом мы уникальны – мы не Восток и не Запад. Мы имеем свое собственное «Я» – мы армяне! Взять хотя бы архитектуру – это не ампир, не готика, не барокко... Это исконно армянская стилистика, созданная армянскими зодчими.
…Я возлагаю большие надежды на молодежь. Есть очень много талантливых и умных ребят. Я верю в гены – в силу предков, которая пока что дремлет в них, но, уверен, вскоре проснется и поможет навести порядок. Также считаю необходимым сплотиться вокруг нашей церкви – той веры, которая хранит нас более 1700 лет. Церковь и молодежь – вот та сила, которая выведет нашу страну из духовных сумерек».

 

СИЛЬВА КАПУТИКЯН

(1919–2006)
Крупнейшая армянская поэтесса XX века, писатель и публицист, академик НАН РА, заслуженный деятель культуры Армянской ССР 

О культуре, традициях
«У каждого народа есть свои заветные песни, свой гимн, свои ставшие изречениями присловья. В них как бы сгусток примет народного опыта, характера, биографии народа, его истории. В английском гимне, например, есть такое обращение к всевышнему: “Боже, храни Британию, королеву морей”. “Марсельеза” призывает восстать против тирании. Строки норвежского гимна славят свой «край лесистых круч, море, ветер нелюдимый, небо в клочьях туч». Армянская, два столетия назад родившаяся песня звучала почти как заклинание. Начиналась она мольбой: “Боже, храни армян”. Здесь речь шла просто о том, чтобы сберечь жизнь, спасти от физического уничтожения, от нашествий и насилий».

 

ТИГРАН МАНСУРЯН

Родился в 1939 году
Армянский композитор, заслуженный деятель искусств, народный артист Армении 

О национальности в музыке
«Я армянский композитор – но что это значит? Это значит, что я верен своей генетической памяти. Язык – это ведь явление не только смысловое, но и музыкальное, со своим звуковым арсеналом. Есть такой французский поэт Фредерик Мистраль. Он в молодости занимался возрождением окситанского языка, поэмы на нем писал. Потом получил Нобелевку. А лет в 80 ему решили на юге Франции поставить памятник. Собралась огромная толпа, выходит он сам – прочитать свои старые стихи. Начинает – и останавливается. Ну, старик, забыл слова. И в этой тишине вся площадь встает перед ним на колени. Неважно, что ты скажешь, важно, что ты не дал умереть языку. Мне этот образ очень понятен.
…Знаете, когда Волконский вместе с Денисовым послушали мою “булезовскую” сонату 1967 года, они, как ни странно, услышали в ней что-то армянское. Видимо, как-то просвечивает. Как связываются звуки, по каким закономерностям. Это не зависит от техники, это логика мышления композитора. У меня другой правды нет. Сейчас много музыки, которая сочиняется по законам невесомости. Может быть, это очень передовая музыка. Но мне она неинтересна. Я не хочу висеть в воздухе, моя музыка твердо стоит на земле».

 

АЛЬБЕРТ АЗАРЯН

Родился в 1929 году
Советский гимнаст, трехкратный олимпийский чемпион, четырехкратный чемпион мира, двукратный чемпион Европы, одиннадцатикратный чемпион СССР 

О кресте Азаряна
«В 1953 году в Ленинграде проходило первенство СССР, в котором приняла участие и команда Армении. Подошел мой черед. Судей было четверо: двое сидели спереди, двое – сзади. Я начал выполнять упражнение. Затем, когда дошла очередь до креста, посмотрев на первого судью, спросил: “Хватит держать?” Он удивленно ответил: “Да”. Затем я повернул голову и обратился ко второму судье: “Хватит держать?” Он тоже поддакнул и рассмеялся. Для того чтобы обратиться к находившимся сзади двум судьям, мне пришлось повернуться назад. На тот же вопрос и они ответили утвердительно... Вот так, в непринужденной беседе родился “крест Азаряна”. Но не тут-то было... Я ожидал похвалы, а вместо этого судейская коллегия подняла вопрос о моем удалении с соревнований – мол, при выполнении упражнений я не имел права разговаривать с ними, и все мое выступление.
расценивается не иначе как акт хулиганства и неуважения к жюри! Слава Богу, не все придерживались этого мнения: как потом мне стало известно, одному из членов судейской коллегии удалось-таки вразумить своих коллег. “Вы хоть понимаете, что только что тут произошло? – обратился он к ним. – На ваших глазах родился новый элемент! А вы, не найдя, к чему прицепиться, пытаетесь зарубить его на корню!..” Здравый смысл победил, и меня не стали трогать. Мы стали чемпионами, но “крестом Азаряна” новый элемент никто называть не спешил. Для того чтобы фигуру назвали твоим именем, надо было повторить ее на чемпионате мира или же на олимпийских играх.
В 1954 году проходил чемпионат мира. Я и там показал крест – вот тогда уже поднялась шумиха: все СМИ писали об этом!.. Вот тогда уже этот элемент был назван моим именем – “крестом Азаряна”».