Гюмри: город-музей под открытым небом

Гюмри: город-музей под открытым небом

Гюмри: город-музей под открытым небом

Гюмри, город, претендующий на звание культурной столицы Армении, примечателен многими памятниками истории и архитектуры. Это и старинные здания исторического центра, и кафедральный собор СурбАменапркич (Святого Всеспасителя), и Церковь святой Богородицы, и расположенный всего в 10 километрах отсюда монастырский комплекс X-XI вв. Мармарашен, музеи, драматический и кукольный театры. Разрушительное землетрясение 1988 года сильно повредило этот «армянский Санкт-Петербург», но ему оказалось не по силам разрушить самобытную культуру гюмрийцев. Однако Гюмри – еще и настоящий центр скульптуры, где, только выйдя на прогулку, можно насладиться образцами художественного творчества со всего мира. Более того, в городе началась работа по созданию музея советских скульптур.  О культурно-историческом облике Гюмри и новой инициативе мы поговорили с автором «советского проекта», директором Национального парка-музея скульптуры Республики Армения Артуром Геворгяном, который любезно согласился провести для нашего читателя небольшую виртуальную экскурсию по прошлому, настоящему и будущему города.

 

Артур, расскажите, пожалуйста, о Вашем проекте.

Будучи скульптором по профессии и призванию, я не раз задавался вопросом: почему нужно сносить какой-либо памятник и вместо него устанавливать другой? На всем постсоветском пространстве массово разрушают памятники, а ведь это – наша история… Уже в 2013 году во время международного симпозиума в Гюмри, которым я руководил как президент одной общественной организации, родилась мысль открыть парк скульптуры, затем развивать его. Не без участия министерства культуры Армении и мэрии города Гюмри, мы решили сфокусироваться именно на соцарте, т.е. скульптурах и памятниках вождей и деятелей коммунистической партии, снесенных в 90-е годы, а также других атрибутах советской действительности. На данный момент мы – филиал историко-культурного заповедника «Национальный парк-музей скульптуры Республики Армения». Это архитектурно-культурно-исторический парк, заповедник, в который входит и наш музей. 

У нас есть место, непосредственно связанное с советской темой, - гюмрийский ансамбль памятника культуры Армении Мать Армения! Во всем СССР были и есть такие памятники – Родина-мать, или что-то подобное под другим названием. У нас это большая статуя известного маэстро Армении Ара Саргсяна. Вскоре там будет здание, где разместятся найденные скульптуры. Так мы сможем охранять  их, привести в должный порядок и сделать экспозицию. С этой целью мы уже год работаем над концепцией, и хотим сделать агитпоезд, который будет визуально напоминать советский состав – с вагонами, полувокзалом, полустанцией в стиле советского модерна. Он будет стоять на одном месте, а внутри появится библиотека, выставочный зал, маленькая офисная часть, гостиная. В задней части комплекса разместим мастерские для реставрации скульптур – ведь те памятники, которые были снесены и заброшены, сейчас находятся в плачевном состоянии. 

Зачем советская скульптура в XXI веке?

Цель нашего проекта – целиком культурно-историческая.  Время, когда вся собираемая экспозиция создавалась ради пропаганды и агитации, уже прошло. Но если посмотреть на эти скульптуры как на культурно-исторические памятники,  то мы имеем дело с произведениями великих мастеров своего дела. Речь идет о Меркурове и многих других ваятелях. У нас в городе стоял памятник Ленина, который ваял Сергей Меркуров. Разве этого мало –  прийти, посмотреть Меркурова, посмотреть, как жили наши предки? Иногда меня спрашивают: «А мы не возвращаемся в прошлое?» И я отвечаю - нет, мы просто не должны терять то прошлое, которое у нас было. Сейчас всем интересно, как жил Наполеон Бонапарт или какой-нибудь из Людовиков. Так почему людям не будет интересно посмотреть, как жили тогда-то те ребята, которые были пионерами, коммунистами…  Это эпоха. 

А откуда деньги на парк? 

Это гранты, это спонсоры, это различные проекты, над которыми мы тоже работаем. Да и, в конце концов, активное участие принимают мэрия города и министерство культуры Республики Армения. 

Даже сейчас парк выглядит внушительно, но как в Вашем понимании он предстанет зрителю в конечном виде?

Это будет культурно-образовательный центр, окруженный экспозициями скульптур советских времен, различными железными модулями, каркасами. Он станет местом, где можно провести время, но самое главное – мы хотим, чтобы парк стал базовой организацией, базовым музеем советской эпохи для русскоязычного населения стран Содружества независимых государств. 

У Вас ведь есть и проект Аллеи стран Содружества… Что это, и где она должна быть?

Прямо там же. Мы подали заявку в Московский гуманитарный фонд, и ждем развития запущенного процесса. Пригласим сюда артистов из семи стран Содружества –  сформировать соответствующую культурно-интеллектуальную атмосферу.  А суть – трансформация культурных ценностей упомянутых стран. И, конечно, - просто общение с коллегами, выяснение состояния и достижений искусства в современных Туркменистане, Узбекистане, России, Беларуси, а затем – и посадка на нашем участке Аллеи дружбы стран СНГ. И побольше встреч впредь. 

А почему именно Гюмри Вы рассматриваете как центр русской культуры, русско-армянской дружбы?

Дело в том, что само по себе становление города Гюмри тесно связано с компонентом русской культуры. Я не буду приводить энциклопедические данные, но сами по себе железная дорога, присутствие российской армии в нашем городе, говорит о том, что более двух веков мы проживаем рядом, общаемся, что-то строим, что-то обсуждаем, и к чему-то идем. Я считаю, мы  упустили последние 25 лет, в том плане, что были культурные контакты, и они есть сейчас, но все это необходимо обогащать, развивать, поддать больше темпа и динамики.  Почему? Потому, что я разговариваю на русском языке, и в Гюмри немало таких же людей. Факт, что здесь проживает немало русских – уже тот плацдарм, на котором можно и дальше строить крепкую русско-армянскую дружбу. Это культурное богатство, которое попросту нельзя оставить в стороне.  

Вы ведь причастны и к созданию других парков скульптур Гюмри, уже действующих…

После землетрясения 1988 года, многие скверы и садики были в ненадлежащем состоянии. Нужно было делать приватные «культурные бомбежки», которые дали бы возможность этим пространствам дышать в современном русле и развиваться. Поэтому во время симпозиумов, когда обсуждалось, где выставлять эти работы, у нас была крепкая позиция – собрать их в одном месте, а не делить по разным уголкам города. В результате  у нас есть два парка, в которых, помимо, собственно, скульптур, есть и, например, WiFi для желающих.  Там проводятся разные фестивали, в частности, уже второй или третий раз проходит фестиваль городской музыки. В этом году мы хотим все это сделать еще шире, т.е. пригласить артистов из других городов. Если кто-то в другом городе сидит на улице и играет на гитаре – пусть поиграет и у нас! Привлечем и студентов Художественной академии, попросим сделать этюды к фестивалю, постараемся оживить все это, и развивать городской культурный образ жизни и впредь, делать его более ярким и интересным. 

Все работы, которые выставлены в парках – результаты симпозиумов?

В двух да. Они носят названия тех симпозиумов – «Родник жизни» и «Священные воители». Первый прошел в 2013 г., когда Гюмри был выбран культурной столицей СНГ, а второй состоялся в 2015 г., в честь 100-летия Геноцида. А наш национальный парк скульптуры – это отдельный открытый музей. Музей под открытым небом. И все скульптуры входят в нашу юрисдикцию. В городе у нас очень много скульптур. Около 120 скульптурных памятников, где-то 100 мемориальных досок и почти столько же ваяний жителей разных кварталов. 

Как местный житель и, одновременно, человек, занимающийся культурой, что бы Вы посоветовали туристам и гостям города Гюмри?

Интересный вопрос. Любить гюмрийцев, во первых. Постараться, как можно лучше узнать жителей города. Наша специфическая особенность – то, что каждый гюмриец с рождения – ценитель культуры. Во-вторых, у нас в городе каждый может найти что-то, чего нет в других местах. Это и исторические здания, и разные детали, орнамент, история сама по себе. Это подход к обыкновенным, обыденным вещам. Гюмри  интересен тем, что здесь накоплено все традиционное, армянское, и вместе с тем, гюмриец делает все как-то по-своему, оригинально. Стремление к оригинальности вообще присуще этому городу. Маленький ведь он совсем, а на территории – сотни скульптурных памятников. Я уже не говорю о панно, барельефах и т.д. И, самое главное, Гюмри – очень гостеприимный город. Здесь в любую дверь постучите –  и через два часа будете сидеть у хозяев дома, как у себя. С соблюдением всех манер угостят, и обязательно в конце скажут, что вы – навеки друзья. А если через год не позвоните или не напишите, эти хозяева Вас найдут по интернету, напишут письмо, и спросят, как у вас дела, а при второй встрече встретят, как родного брата. Вот такой интересный у нас народ.

В Гюмри есть целые улицы, где здания имеют историю в 200-300 лет. Около 1600 таких строений... Еще в 1880-х годах в этом маленьком городе было около 12 церквей, 12 школ, 28 ремесленных общин, множество фабрик, мануфактур. Все это развивалось и в советский период, и кое-что дожило до наших дней. Лично я посоветую гостям пройтись по улице Рыжкова, погулять в центре, выйти на улицу Слободки, и конечно, посетить наш Национальный парк-музей, другие парки скульптуры, а потом – влюбиться в этот город, и часто приезжать к нам.