Вишапы – кто же они?

Вишапы – кто же они?

Вишапы – кто же они?

Существа, застывшие каменными из- ваяниями на армянской земле, будоражат умы ученых и путешественников. Армяне к ним привыкли и воспринимают их как нечто неотъемлемое от своей истории. Их боятся, им поклоняются, их изображают злыми чудищами и верят в них как в богов. Вишапами и хачкарами полна армянская земля, что является удивительным примером, как язычество и христианство могут сосуществовать, как они переливаются друг в друга, создавая уникальный колорит страны.

Вишапы, распространённые в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии, - это древние существа, которых изображали в виде высоких каменных изваяний. Первоначально вишапы являлись божествами или духами воды, что повлияло на их изображение и форму: рыбо-змей или рыбо-дракон. Народы, населяющие Армянское нагорье во IV - III тысячелетии до н. э., вытёсывали этих чудищ из камня и устанавливали их у подземных источников воды. А наскальные рисунки, изображающие вишапов, датируются ещё более поздним периодом. В древней Армении о вишапах знали многие и много. Около озера Ван даже стоял град с названием Вишап, существовал монастырь, носивший имя Вишападзор (Вишапово ущелье). С течением времени образ вишапов претерпел изменения и в мифологиях разных народов стал ассоциироваться со злыми духами. Согласно мифам, большой вишап может поглотить Солнце, отчего происходит затмение. А тысячелетний вишап может поглотить весь мир. Но армянский эпос рассказывает о героях – вишапоборцах, таких как армянский бог Ваагн. Штормы на озере Севан объяснялись так: Ваагн воюет с Вишапом. Народные сказания повествуют о том, что вишапы обычно завладевают водными источниками и заставляют приносить себе в жертву девушек. Вишапом был также Аж- даак. Армении есть гора из красной породы – Аждаак.

На вершине этой удивительной красной горы - то ли политой жертвенной кровью армянской царицы арийки Тигрануи, то ли кровью её возлюбленного мужа чария Аждаака, то ли кровавыми слезами её брата Тиграна, входишь в какое-то ирреальное пространство, из которого не хочется выходить. В далёкие времена, когда армянским царём был потомок доблестного Айка – Тигран, а царём титанов был потомок Бэла Аждаак, случилась эта история. Могущество Тиграна всегда держало в напряжении Аждаака. И тогда он решил через любовь и родственную кровь приблизиться к Тиграну, женившись на его сестре Тигрануи. Арийка Тигрануи полюбила своего мужа чария Аждаака, а он её, и нарожали они сыновей… Когда же Аждаак после вещего сна и обещания Вишапу принести кровь Тиграна решил с боем пойти на Араратскую страну, Тигрануи встала на защиту брата и принесла в жертву себя со словами «моя кровь и его кровь одинаковые». Аждаак с трудом пережил смерть любимой жены. Он объявил сорокадневный траур в своём царстве и соорудил величественную усыпальницу, на которой было высечено: «Мать божественная, жена верная, сестра преданная». И Боги титанов - Вишап и Яхва - освятили усыпальницу Тигрануи. Между тем весть о случившемся дошла до Арарата. Тигран собрал своё войско и приготовился пойти с войной на Аждаака и привезти останки Тигрануи в Армению. Встретились войска ариев и чариев, и началась яростная битва. Тигран, убив Аждаака, направился в усыпальницу сестры, чтобы забрать её останки, но тут перед ним встали сыновья Аждаака и Тигрануи: «О, царь ариев, ты победил, ты можешь разорить всю нашу страну, но ты не властен над нашими душами. Она твоя сестра и ты пришел в нашу землю с мечом, чтобы отомстить за её смерть. Но она и наша мать также. И мы не допустим, чтобы ты перевёз останки нашей матери в Арарат». Тогда Тигран решил убить дерзких сынов Аждаака, но за них вступилась Богоматерь Анаит, которая остановила меч ария. Тигран повиновался и вернулся в страну Арартскую, оплакивая кровавыми слезами преданную сестру. В эпосе «Випасанк» рассказывается о взаимоотношениях вишапов с легендарными армянскими царями: предводитель и отец вишапов Аргаван приглашает к себе на обед царя Арташеса с сыновьями и строит против него козни; Арташес, вернувшись в Арташат, посылает сына Мажана с войском для уничтожения Вишапа. Однако тот не выполнил приказания отца; затем вишапов истребляет Артавазд. В 1909 году учёные Николай Марр и Яков Смирнов, работая в Гарни, услышали о вишапах в Гегамских горах от местных жителей. Заинтригованные ученые отправились на поиски загадочных изваяний и действительно обнаружили их на высокогорной кочёвке, которую армяне называли «Вишапнер», а местные курды-пастухи «Аждаха-юрт». Большинство изваяний имели форму рыб. Самый крупный из обнаруженных вишапов был около 5 метров. Все вишапы к 1909 году были повалены на землю, некоторые из них пришлось откапывать. В дальнейшем аналогичные памятники были обнаружены в других районах Армении, в частности, вблизи озера Севан и у подножья горы Арагац. Армения ещё может потрясти мир открытиями, если отнестись к этому более детально и не предавать забвению таких духов, будь они добрые или злые, как вишапы.