Спасительный свет Христа

Спасительный свет Христа

Спасительный свет Христа

Сретение Господне, или Тъярнэндарач (Трндез) – один из древнейших христианских праздников. Армянская церковь отмечает его 14 февраля, когда сорокадневного Спасителя впервые принесли в храм. В этот день в Иерусалимском храме человечество лице старца Симеона встретилось с Богом. Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13 февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан – обряд освящения четырех сторон света, после чего происходит обряд благословения свечи. Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа.

Это вообще очень теплая, очень семейная история. Два старика, два последних праведника Ветхого Завета – пророчица Анна и старец Симеон – встретили Деву Марию с мужем, маленьким сыном и двумя горлицами для жертвоприношения, которых в складках пыльного плаща принес Иосиф. Они были так бедны, что даже этих птиц купили на подношение волхвов Иисусу. В храме Симеон узнал в младенце Спасителя и… взял его на руки.

Человек не просто увидел Бога, но держал его, качал, может, провел морщинистым пальцем по гладкой щеке, прижимал к груди, поправлял съехавшую с голой пятки пеленку. Бог хватал человека за палец, грелся теплом его ладоней. «Он – свет, уничтожающий тьму, которая покрывает народы», – сказал Симеон, заглянув в лицо младенца.
И теперь накануне Тъярнэндарача в армянских храмах зажигают этот свет, благословляя свечу, которой затем разводят костер, и от него уже прихожане разносят по домам огоньки на свечах и в лампадах. Традиция, берущая начало еще в дохристианские времена, когда в эти дни разжигали большое пламя, прогоняя зиму, стала символом спасительного света Христа.

Своеобразный символизм есть и в том, что Армянская церковь в этот день благословляет молодоженов. Ведь Сретение – это еще и встреча старого и нового. В церковном прочтении – Ветхого и Нового Заветов. В человеческом масштабе – мудрости и юности. Схождение в одной точке начала и окончания пути, совершенный круг. В него и становятся люди после завершения церковных ритуалов. Семь раз обходят они благословенный огонь, а потом прыгают через него – парами и в одиночку. Летят над очищающим огнем Трндеза, сквозь спасительный свет Христа – навстречу Богу, навстречу людям.

Но есть традиции ускользающие. Особенно актуально это для быта, повседневной жизни. Фотоателье «Марашлян» уже несколько лет восстанавливает народные костюмы и особенности старой фотографии. 16 февраля студия проведет специальную фотосессию в Гюмри, где молодые пары смогут окунуться в атмосферу армянского Эрзерума (Карин) благодаря нарядам и декорациям. Молодожены – участники проекта наденут свадебный эрзерумский тараз, детально воспроизведенный благодаря архивным записям и фотографиям.