Рядом с мастером всегда чувствуешь себя Маргаритой

Рядом с мастером всегда чувствуешь себя Маргаритой

Рядом с мастером всегда чувствуешь себя Маргаритой

Тбилисский художник Маис Мхитарян двадцать лет назад по приглашению искусствоведа Генриха Игитяна перебрался в Ереван. Он – член Союза художников Армении, член Ассоциации творческих личностей при ЮНЕСКО. Призер премии Вардана Аджемяна. Участник многочисленных республиканских и международных выставок. Его работы находятся в частных коллекциях Армении, Грузии, России, США и ряда европейских стран. Также Маис Мхитарян является оформителем ряда книг и спектаклей.

Двери мастерской художника в старом ереванском районе Саритах на высоком холме всегда распахнуты. Генрих Игитян как-то сказал: «Бажбеук Меликян, Параджанов, Гаяне Хачатрян, Маис Мхитарян - они с одной планеты, но не похожи друг на друга». Маис достойно продолжает традиции тифлисского Авлабара, а его жена, его муза Перчануш, красивая, с доброй открытой улыбкой на лице, готовит традиционные кофе и хачапури для гостей, которые съезжаются сюда со всего света. Маис встречает гостей у ворот в своем рабочем облачении, которое поражает даже самое искушенное воображение. Груботканый балахон, расшитый золотыми нитками, цвета- ми и камнями, кое-где вымазанный краска- ми, сползает с плеча исполинской ширины. На груди – пугающий своей открытостью и беззащитностью лик самого художника.

Кто видит Маиса впервые, останавливается внедоумении, потому что возникает ощущение, будто грудь художника разверзлась и оттуда выглядывает его сущность или дитя, такое похожее на него. Только потом посетитель поймет, что Маис и есть дитя – как все творческие люди, наделенные даром от Бога, он видит мир иначе: он отрыт пе- ред Вселенной, а Вселенная – перед ним. Художник здесь не только работает, но живет вместе с семьей: женой, тремя детьми и собакой - важно-ленивым далматинцем, который в немалой степени несет бремя славы, выпавшее на этот двор. Он постно смотрит на гостя и будто бы говорит: «Ах, сударь (сударыня), это снова вы к нам пожаловали!» Мастерская – место таинства – встречает нас двумя огромными полотнами: «Тайная вечеря» и «Реквием». Участники маисовской «Тайной вечери» собрались не за столом, они держат в руках музыкальные инструменты, которые лишены какого-либо элемента, из-за чего не могут звучать. Апостолы не понимают Христа. Молчаливая, напряжённая «Тайная вечеря» - и лишь глаза говорят, взывают… Маис рассказывает, как долго он мучился над облачением Иуды. И вот однажды в его мастерскую зашла Перчануш в новом чёрном платье.

И упал на колени перед ней Маис и взмолился: «Иуда! Иуда!» Платье тут же было снято с Перчануш и надето на Иуду. На противоположной стене – полотно «Реквием» с фигурами в человеческий рост, посвященное Моцарту. Художник всегда работает под музыку – на тумбочке стоит проигрыватель, на полке – множество пластинок. Но для меня маисовский «Реквием» всегда будет ассоциироваться с голосом Лусине Закарян – именно эту пластику крутил поскрипывая старый проигрыватель.Все работы Маиса Мхитаряна наполнены мистикой. Неиссякаемая фантазия выводит неземных женщин, райских птиц, грациозных кошек, космических рыб, диких животных, роскошные шляпы, маски, перья, цветы… Зачастую художник пытается растолковать мир через женское мировосприятие. «Хочу сказать», «Таинственная сдержанность», «Тайная любовь», «Моно- лог», «Плод любви», «Неужели это Вы?», «Диалог молчания», «Супружество», «Вес- на», «Пурпурная роза» и др. – это названия работ Маиса Мхитаряна. Маис открывает шкаф, достает пурпурную ткань и золотистую фату – знак покровительства. Я облачаюсь в одежды, становясь героиней театра Мастера. В одной руке дрожит свеча, другая - возлежит на голове Александра Македонского. Рядом Маис – в золототканой робе, в одной руке – царственный жезл, в другой – огромное… страусиное яйцо. Молчаливой рыбой, в глазах которой космос, плывет Перчануш. За окном – Арарат и Город. Солнце клонилось к закату. Его слабые лучи играли на лице Иуды, который то улыбался, то ухмылялся, то скалился, то выжимал из себя мучительное подобие улыбки. Я почувствовала себя Маргаритой, увидела себя наедине с летящей надо мною луною. Мои волосы также стояли копной, а лунный свет со свистом омывал тело. Это было очищение рядом с Мастером - Варпетом Маисом Мхитаряном.