Кардинал Григор Агаджанян: спасённый Римом

Кардинал Григор Агаджанян: спасённый Римом

Кардинал Григор Агаджанян: спасённый Римом

Григорий-Пётр XV Агаджанян… Скорее всего, большинству читателей это имя не- знакомо, между тем, этот армянин, урождённый ахалцихец (г. Ахалцих, Грузия), был весомой фигурой и оставил в истории яр- кий след. Недавно вышла в свет книга-исследование писателя Гоар Рштуни «Спа- сённый Римом», посвящённая кардиналу Агаджаняну.

Григор-Педрос Агаджанян — армянский куриальный кардинал (с 1946), армяно-католический Патриарх Киликии (1937-1962), про-префект (1958-1960) и префект (1960-1970) Священной Конгрегации Пропаганды Веры. Родился он 18 сентября 1895 года. С 1906-го учился в Риме. Изучал философию и богословие в Папском Урбанианском университете. После принятия священства (1917) изучал канон и право. В 1919-году вернулся в Грузию и в течение двух лет занимался пастырской работой в Тифлисе. В 1921-ом отбыл в Рим, где был назначен вице-ректором Папской армянской коллегии; преподавал космологию и сакраментологию в Урбанианском университете. Принял сан епископа в 1935 году. 30 ноября 1937 года на армяно-католическом синоде после смерти Аведиса Бедроса XIV Арпиаряна, Патриарха армяно-католиков, Агаджанян был избран Патриархом Киликийским и всех армян, приняв имя Григория-Петра XV (Грегуара Пьеро XV). Как пишет Гоар Рштуни, с тех пор, как первый Патриарх армяно-католиков Ардзивян стал именовать себя Авраам Пётр, все наследующие патриархи армяно-католиков стали вводить в свой церковный титул имя Пе- трос (Пётр, Пьеро). 18 февраля 1946 года Папа Пий XII даровал ему кардинальское достоинство с титулом S.Bartholomaei in Insula. Тогда Пий произнёс очень интересную фразу: «Армянам как раз и нужен был Патриарх с материнским сердцем», видимо, чувствуя себя сопричастным к армянскому сиротству и скитанию по миру волею истории. Агаджанян привлёк внимание папского престола своей образованностью и образцовым священнослужительским поведением и заслужил свою красную шапку кардинала. А чуть позже Мхитаристы одарили римско- го кардинала своей шапочкой, цвета абрикоса. «И те соотечественники, которые будучи апостольскими отцами, не принимали католическую «ересь», стали звать кардинала не иначе как, «Циранавор», то есть, носящий абрикосовое, и свои обращения начинали «Циранавор наш брат», - пишет исследователь. На конклаве 1958 года Агаджанян был одним из кандидатов на избрание Папой и, как под- твердил впоследствии избранный Иоанн XXIII, почти набрал необходимое для избрания количество голосов. Однако выбор Агаджаняна был невозможен, в том числе и из-за национальной принадлежности кардинала – не итальянца.

Деятельность Агаджаняна как патриарха была отмечена неустанной заботой об Армянской Католической Церкви, он посещал армян, епархии и колонии в разных странах, основывал приюты и школы, строил церкви и поддержи- вал издательское дело армян-католиков. Будучи активным сторонником воссоединения Армянской Апостольской Церкви с Католической Церковью, Агаджанян содействовал встречам Папы Павла VI с католикосом Киликии Хореном I (1967) и патриархом-католикосом Эчмиадзина Вазгеном I (1970). Он опубликовал несколько пастырских посланий, том числе «Церковь и ро- дина» (1946), «Отцы Армянской Церкви о примате св. Петра» (1949), «Армянская Католическая Церковь» (1950), «Отцы Восточной Церкви о Пресвятой Евхаристии» (1951), «Отцы Армянской Церкви о Божией Матери» (1954). Будучи префектом Конгрегации по распространению веры, Агаджанян посещал католические миссии в различных странах Азии, Африки и Австралии. По его инициативе былаоснована коллегия медиков-миссионеров в Найроби (Stradmore College). Во время II Ватиканского собора кардинал был одним из мо- дераторов проекта декларации о католических миссиях. Папа Павел VI назначил Агаджаняна легатом a latere на Евхаристическом конгрессе в Бомбее (1964), а также членом нескольких римских конгрегаций и папских комиссий. По инициативе Агаджаняна в 1971–76 гг. были опубликованы миссионерские архивы из фондов Конгрегации по распространению веры. Скончался кардинал Григорий-Пётр XV Риме 16 мая 1971 года. Думаю, что у некоторых читателей, незнакомых с книгой, возник- нет вопрос, почему же Агаджаняна называют спасённым Римом. Когда в 1937 году он был интронизирован, в СССР репрессии коснулись почти всех представителей духовенства. «Только по католикам (репрессии других конфессий, включая православную, несравнимо более обширны): в большевистской России было репрессировано около 470 католических священников (по другим сведениям, 601», - приводит статистику Рштуни. Автор книги Гоар Рштуни на ярких фактах демонстрирует возникновение негативного отношения Римской церкви к коммунистическому режиму и к СССР (однажды Иосиф Сталин, узнав об очередном демарше Ватикана, спросил у своих приближённых: «Так сколько дивизий у папы римского?»), что, безусловно, тоже стало причиной «неизбрания» Папой кардинала Гри- гора Агаджаняна. Но несмотря ни на что, Григорий Агаджанян прошёл свой путь служения Богу честно и достойно…